Ритм-Экспресс Fest 2024

Екатеринбург
Столица Урала, современный мегаполис на границе Европы и Азии
Современная площадка
Профессиональный звук, свет и сценическое оборудование ЦК «Урал»
Участники от 6 до 25 лет
Дошкольники, учащиеся, студенты
Номинации
Джаз, эстрада, вокал, инструментал
Авторитетное жюри
Ежегодная ротация членов жюри
Методическая программа
«Круглый стол», мастер-классы, тренинги
Профессиональная видеосъемка
Архив всего мероприятия

V Всероссийский детско-юношеский фестиваль эстрады и джаза
«РИТМ-ЭКСПРЕСС.FEST» в Екатеринбурге 2024

8 марта 2024 в Центре культуры «Урал» состоялся V Всероссийский фестиваль эстрады и джаза «Ритм-Экспресс.Fest». Мы запечатлели самые яркие мгновения и поговорили с участниками и членами жюри о том, почему это важный проект, в чем ценность импровизации и как подготовиться к успешному выступлению

«Отличие фестиваля в том, что в нем больше участников, и исполняют они компактные программы. Это дает возможность попробовать себя широкому кругу участников, мотивирует их на то, чтобы подготовить более развернутую программу для конкурса. Настраивая своих учеников, я всегда им говорю: «Для вас это прежде всего возможность выйти на сцену, проявить себя как музыканта. Вне зависимости от того, какой статус вы получите — лауреаты или дипломанты — вы попадаете в обойму избранных, которые обучаются искусству джаза». С таким чувством они выходят на сцену. Так у детей снимается стресс, они понимают, что они — часть музыкального движения, имя которому джаз», — Элина Кержковская, организатор фестиваля эстрады и джаза «Ритм-Экспресс.Fest», руководитель городской методической секции искусства эстрады и джаза, преподаватель Детской музыкальной школы №1 им. М.П. Фролова

«В проекте представлены два основных направления: джаз и эстрада. Участвуют в нем ребята от 7 до 25 лет — вокалисты и инструменталисты, солисты и участники ансамблей и оркестров. Выступления оценивает жюри, в которое вошли как опытные преподаватели, так и видные джазмены. Например, впервые в роли члена жюри попробовал себя знаменитый уральский трубач Сергей Пронь. «Джаз — музыка творческая. В джазе есть искусство импровизации, импровизацию не подготовишь и не выучишь. В джазе ты можешь говорить от своего имени», — поделился музыкант. С ним согласен коллега по джазовой сцене сцене, пианист Илья Макаров: «Сразу слышно, когда импровизация выучена, и когда ребенок сам пытается импровизировать». А в качестве председателя жюри выступила Клементина Синеглазова, без которой не обходится ни один «Ритм-Экспресс».

«Некоторых детей я наблюдаю с пятилетнего возраста. Интересно наблюдать, как дети растут, как обучаются, как начинают мыслить. Конкурс заставляет детей по-другому заниматься, а преподавателей — обращать внимание на какие-то моменты, которые в школе пропускаются. Концертно-конкурсная деятельность — это отдельный вид работы. Он сложный, не всегда приятный. В музыке нет предела совершенства. Нельзя думать, что если ты получил Гран-при, то достиг вершины своего мастерства. Получить лауреатское место несложно, а вот удержать его в течение длительного времени — уже сложнее. Должен быть постоянный рост. Если ты и сегодня, и через год выглядишь одинаково, это называется «регресс», — Клементина Синеглазова, член жюри, организатор Международного детского джазового конкурса-фестиваля «Джаз-Парнас».

Слова Клементины Муратовны о необходимости постоянного роста подтвердила Василиса Карпенко, певица из Екатеринбурга, учащаяся Детской музыкальной школы №1 имени М.П. Фролова. Она участвовала в «Ритм-Экспрессе» и в прошлом году, заняв первое место, но на этот раз стала обладателем Гран-при в сольной номинации. Василиса поразила не только своей вокальной техникой, но и выбором репертуара — певица исполнила произведение «Monk’s Dream» Телониуса Монка, одного из самых оригинальных композиторов и мыслителей джаза XX века.

«Когда я получила Гран-при, то заплакала от счастья, это что-то непередаваемое. Подготовка была достаточно непростой: чтобы понять, как устроен музыкальный язык Телониуса Монка и его мышление, приходилось слушать много разных версий этой песни и другие его композиции. Мне кажется, ключ к пониманию музыки — в биографии композитора, его творческом пути. Ты знакомишься с ними и понимаешь, почему музыка Монка была такая странноватая, непривычная», — Василиса Карпенко, обладательница Гран-при фестиваля.

Высшую награду «Ритм-Экспресса» в ансамблевой номинации получили гости из Кургана — детский биг-бэнд «Смайл» под управлением Петра Николаева. Коллектив впервые поучаствовал в мероприятии, и ребята решительно покорили всех, энергично исполнив нетленную «Hit the road, Jack». С нее и начался гала-концерт фестиваля, который был полон ярких номеров. Солисты и ансамбли сменяли друг друга, со сцены звучали шедевры джаза от Джорджа Гершвина до Чарли Паркера. Впрочем, одним лишь джазом дело не ограничилось: ансамбль «Меццо Джаз» представил обработку популярной «Billy Jean» Майкла Джексона. Эта песня звучит просто, но при этом считается одной из самых нелегких для исполнения в поп-музыке, для многих музыкантов она — своего рода тренажер, чтобы научиться играть ровно. Ребята исполнили ее легко, добавив нотки босса-новы.

Отдельно нужно отметить кристально чистое звучание: благодаря акустике «Урала» и мастерской звукорежиссуре публика слышала каждую нотку, каждый нюанс в вокале, даже самую еле заметную барабанную сбивку. Этот фестиваль — настоящий праздник живого звука.

V Всероссийский фестиваль эстрады и джаза «Ритм-Экспресс.Fest» вошел в перечень двенадцати важнейших творческих проектов XVII Фестивального сезона «АртПоколение Екатеринбург». В его финале состоялась передача кубка сезона: эстафету принял Всероссийский конкурс оркестров народных инструментов «Малахитовая шкатулка», который состоится в Екатеринбурге уже на следующей неделе.

Источник: культура.екатеринбург.рф

Жюри конкурса

Победители конкурса