Современные вокальные техники: теория и практика

«Современные вокальные техники: теория и практика» — под таким названием в сентябре прошел семинар-практикум для преподавателей и учащихся по эстрадному вокалу года в Детской музыкальной школе № 1 им. М.П. Фролова.

Семинар собрал широкую  аудиторию – около 60 преподавателей и 20 учащихся стали его слушателями. Организаторы выбрали для семинара актуальные темы: как петь в современной манере, использовать приемы пения, которыми пользуются мировые звезды поп, рок, соул и джазовой музыки; как овладеть приемами, исполняя мировые хиты, и что особенно актуально, как применить эту технику в русском и детском репертуаре.

Ведущей семинара стала Наталья Владимировна Толмачева–исполнитель, педагог и методист. Наталья Владимировна является доцентом кафедры «Музыкальное искусство эстрады» Тюменского государственного института культуры, ведущим преподавателем студии современного вокала «Максимум», лауреат исполнительских и педагогических конкурсов, куратор направления эстрадного пения Учебно-методического центра развития дополнительного образования детей в сфере искусства в Тюменской области, автор учебно-методического пособия «Современные тенденции эстрадной вокальной методики», экс-солистка ансамбля «Санрайз» Тюменской филармонии.

Первая часть семинара была посвящена обзору и анализу современных вокальных техник. Слушатели познакомились с основными приемами вокала, такими как фрай или штробас – скрип, гроулинг – рычание, фальцет – субтон или пение на головном резонаторе, йодль – регистровый перепад, твэнг –металличекий звон, скрим и белтинг – экстремальные приемы, основанные на крике, слайд – скольжение, мелизмы–орнаментика. Педагог продемонстрировала все техники  на музыкальных примерах из художественной практики, подробно рассказала о безопасном  применении. 

Вторая часть семинара была посвящена анализу репертуара, который преподаватели и учащиеся используют в своей практике. Как постоянный член жюри региональных и всероссийских конкурсов, Наталья Владимировна обратила внимание слушателей на некоторые ошибки, встречающиеся у педагогов, прежде всего в выборе репертуара. Так, при выборе номеров для выступления она рекомендует выделять три вида подборки: учебная, концертная и конкурсная. Главным аргументом должно являться разграничение задач, которые ставят  перед собой педагог и ученик: развитие вокальных навыков, с одной стороны, и поиск творческой индивидуальности исполнителя, с другой.

Третий уровень задач, о котором следует помнить — это накопление концертного репертуара, его ориентация на слушателей, в том числе на широкого зрителя, включая песни массовых жанров — патриотические, детские, народные, «золотые» хиты отечественной эстрады, музыку кино и телеэкрана.

Семинар оказался очень насыщенным, интересным по содержанию и доступным по форме. Вся теоретическая информация сопровождалась разнообразными музыкальными примерами.

Во второй день слушатели поприсутствовали на индивидуальных консультациях мастера. По традиции все гости – преподаватели и учащиеся– получили сертификаты участников семинара.